| Страницы истории |
Персидская
империя образовалась в 550-х гг. до н.э. Основателем империи стал
персидский царь Кир, который взошел на престол в 559 г. до н.э. и сумел
в течение короткого времени объединить Персидское
и Мидийское царства, а в 539 г. до н.э. завоевал Вавилонию.
Образовавшаяся империя, которая состояла более чем из двадцати
сатрапий, объединила в себе огромное количество племен и народов с
разной культурой, религиозными верованиями и языками. Для управления
таким огромным многонациональным образованием в Персидской империи была
разработана совершенная система централизованного управления с развитой
бюрократией, которая позволила империи просуществовать около 200 лет.
Культурно-религиозный мир Персидской
империи формировался постепенно с образованием и расширением самой
империи. При этом в основе имперской политики лежала культурная и
религиозная толерантность. Это, в частности, выразилось в политике царя
Кира, направленной на восстановление местных храмов и культов в городах
Месопотамии и за ее пределами, особенно тех, что пострадали за время
правления последнего вавилонского царя Набонида, попытавшегося изменить
иерархию в пантеоне вавилонских божеств.
Гробница царя Кира
Возможной причиной
культурно-религиозной толерантности Персидской империи может быть то,
что для языческих народов вера во множество богов, многобожие, была
характерной. При этом некоторые божества рассматривались как
покровители тех или иных народов и территорий. Этим, в частности,
объясняется то, что когда скончалась жена Кира, по происхождению из
мидийского царского рода, Кир приехал на похороны в столицу Мидии
Экбатаны и участвовал в церемонии погребения в соответствии с местными
обычаями и культовыми ритуалами. Одновременно он послал своего сына
Камбиза как своего представителя в Вавилон для празднования местного
культа Акиту в соответствии с вавилонским ритуалом.
Многобожие в виде почитания божеств
завоеванных народов широко использовалось персидскими правителями для
приобретения поддержки и преданности со стороны этих народов и служило
одним из политических инструментов правления в империи. Такая политика
приводила к взаимному влиянию и проникновению культур и религий народов
империи, особенно соседствовавших друг с другом, что порой
сопровождалось размытием этнических границ этих народов. Это явление
должно было коснуться и евреев, проживавших в империи.
К сожалению, существует довольно незначительное количество источников информации, дающих представление о жизни евреев
в Персидской империи. Среди этих источников особое место как наиболее
достоверных занимают библейские повествования – Книги Ездры, Неемии и
Есфирь. Их дополняют немногочисленные сведения, почерпнутые из
апокрифов, летописей того времени, археологических находок и др.
Общепризнанным считается, что еврейское
население Персидской империи – это потомки евреев, переселенных во
время ассирийского пленения (722-720 гг. до н.э.), а также вавилонским
царем Навуходоносором, начиная с 606 г. до н.э. Переселенные в
результате ассирийского пленения евреи были рассеяны по территории
Ассирийской империи, в значительной
Развалины дворца Дария
степени ассимилировали и растворились
среди других народов. Переселенные же в результате вавилонского
пленения евреи проживали компактно еврейскими поселениями и в
культурно-религиозном аспекте вели довольно закрытый образ жизни. При
этом евреи занимались земледелием, служили чиновниками, состояли на
царской службе, т. е. имели активные деловые контакты с представителями
других народов. За исторически короткий промежуток времени, когда
Вавилонскую империю уже сменила Персидская, евреи расселились по всей
ее огромной территории, и книга Есфирь говорит о еврейском присутствии
в каждой сатрапии. Все это, казалось бы, должно было способствовать
культурно-религиозной интеграции евреев и их ассимиляции, однако был
ряд факторов, не позволивших евреям раствориться в среде других народов
империи и стать им такими, как все.
Самым главным фактором, хранившим
евреев как обособленный народ, была ревность Бога по Своему народу. В
Своей ревности Бог иногда был вынужден прибегать даже к крайним мерам.
Книга Есфирь описывает ситуацию, когда евреи настолько освоились в
Персидской империи и настолько начали сживаться с ее укладом жизни, что
стали отдаляться от Бога. И Всевышний вынужден был в лице Амана создать
угрозу существованию евреев, чтобы они вспомнили о своем Боге, воззвали
к Нему,
Ахашверош в окружении придворных
прибегли
к Его защите и восстановили Его почитание в народе. Бог же невидимо
направлял и другие их действия и усилия, благодаря которым евреи
оставались богоизбранным народом.
Так, на культурно-религиозную жизнь
еврейского народа в Вавилонской, а затем Персидской империи особое
влияние оказало осмысление причин Вавилонского плена, а именно
отступничество от Бога, данного Им через Моисея закона, еврейских
традиций. Проявлением такого отступничества евреев стало их стремление
вести образ жизни, как у языческих народов, населявших вместе с евреями
Ханаан до Вавилонского плена, и стремление поклоняться их божествам.
Особое значение имело осмысление слов пророков, как тех, кто
предсказывал разрушение Храма и изгнание из-за грехов народа, так и
тех, кто предсказывал окончание Вавилонского плена, возвращение в Иудею
и восстановление Храма и Иерусалима. Поэтому среди части еврейского
народа были сильны мессианские ожидания, надежда на скорое возвращение
на родину. Однако после издания в 538 г. до н.э. Декрета Кира, который
не просто разрешал, а даже предписывал евреям вернуться в Иудею и
восстановить Храм в Иерусалиме (Ездр.1:2-4), только незначительная их
часть, около 42 тыс. человек, репатриировалась. Большая же часть
еврейского народа не стала покидать обжитых мест ради заброшенной Иудеи
и разрушенного Иерусалима, чтобы восстанавливать там жизнь и служение
Богу.
Тем не менее, осознание причин
Вавилонского плена способствовало тому, что евреи сохраняли свою
национальную и религиозную обособленность среди народов Персидской
империи. В частности, евреями не была воспринята идея многобожия,
распространенная среди других народов, и они остались на позиции
строгого монотеизма. Не произошло и смешения культур, хотя определенное
влияние других культур на евреев все же сказывалось. Это влияние
проявилось, в частности, в распространении среди евреев использования
персидских имен, например, Шешбацар, Зерубавель (Зоровавель), Мордехай
(Мардохей), Шабтай и др.
Несмотря на влияние других культур, тем
не менее восстанавливались и даже развивались еврейские традиции,
происходило их приспособление к новой реальности, когда вместе с
еврейским центром в Иудее сформировалась обширная еврейская диаспора с
сильными и влиятельными центрами в Вавилонии, Сузах, Экбатанах и других
городах и местностях Персидской империи. В Вавилонии получила
окончательную редакцию Тора и книжник Ездра привез ее в Иудею и читал
перед народом с объяснениями и толкованиями (Неем.8:1-8). Для евреев,
таким образом, была установлена единая Тора в той редакции, которая нам
известна сегодня. Было установлено тщательное исполнение заповедей Торы
и традиций. Одним из примеров этого может служить распространение среди
евреев имени Шабтай (производное от слова шабат), что свидетельствует о
повсеместном почитании субботы. Суббота, праздники и субботний год
почитались с особой тщательностью (Неем.10:31). Духовные лидеры народа,
в частности Ездра и Неемия, добивались также исполнения заповеди о
запрете браков с представителями языческих народов, а еврейский народ
был объявлен "святым семенем”. Этот запрет браков с иноплеменными был
распространен не только на представителей народов Ханаана,
перечисленных в Торе, но из-за угрозы греха отступничества и на все
другие народы. При обосновании этого положения был использован метод
аналогий, в частности использовался пример греха царя Соломона,
которого совратили чужеземные жены (Неем.13:26).
Важным аспектом культурно-религиозной
жизни евреев стало восстановление Храма в Иерусалиме как единственного
культового сооружения служения Всевышнему. Ведь у евреев в Персидской
империи было достаточно возможностей построить храм, и не один, на том
месте, где они проживали. Однако признание единственного места
храмового служения именно в Иерусалиме было важнейшим аспектом
иудаизма, и евреи в этом остались верны своей религии. Вместе с Храмом
было восстановлено служение в нем и его обеспечение. Были введены
очередность доставки дров для жертвенника, положение о первородном и о
начатках, приносимых священникам и левитам, и другие положения (Неем.
13 глава).
Своеобразным показателем отношения
иудаизма к культурно-духовному миру Персидской империи и отношения
этого мира к иудаизму может быть реакция окружавших Иудею народов на
обособленность евреев и на то восстановление, которое происходило среди
евреев в Иудее. Эти народы проявили враждебность к евреям и противились
восстановлению Храма и Иерусалима. Особое сопротивление вызывал запрет
на супружество с иноплеменными женами. Чужеземные торговцы
провоцировали евреев нарушать заповедь о субботе и торговать по
субботам. Евреи Иерусалима, пока не были построены стены города,
постоянно подвергались военной опасности. Враги евреев использовали
донос, чтобы на годы остановить восстановление Храма. В своем
враждебном отношении к обособленности евреев правители окружавших Иудею
народов объединились и действовали совместно. Их действия находили
поддержку и среди той части еврейского общества, которая также не
воспринимала обособленности иудаизма и исповедовавшего его еврейского
народа (Неем. 6 глава).
Таким образом, иудаизм «не вписался» в
культурно-религиозный мир Персидской империи, не воспринял ее идею
многобожия и, тем самым, сохранил свою обособленность. Более того, были
восстановлены Храм и служение в нем, отстроен Иерусалим как храмовый
город. Иудаизм получил дальнейшее развитие, в частности была принята
окончательная редакция Торы, более тщательно стали исполняться ее
заповеди. Еврейский народ продолжал оставаться Божьим народом, не
приняв культурно-религиозных ценностей Персидской империи.
|