ЕВРЕЙСКАЯ МЕССИАНСКАЯ ОБЩИНА"ШОФАР"


Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Календарь
«  Апрель 2010  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 10.07.2025, 05:00

Главная » 2010 » Апрель » 15 » Культурно-религиозный мир Персидской империи и иудаизм
Культурно-религиозный мир Персидской империи и иудаизм
02:07

Персидская империя образовалась в 550-х гг. до н.э. Основателем империи стал персидский царь Кир, который взошел на престол в 559 г. до н.э. и сумел в течение короткого времени объединить Персидское и Мидийское царства, а в 539 г. до н.э. завоевал Вавилонию.

Образовавшаяся империя, которая состояла более чем из двадцати сатрапий, объединила в себе огромное количество племен и народов с разной культурой, религиозными верованиями и языками. Для управления таким огромным многонациональным образованием в Персидской империи была разработана совершенная система централизованного управления с развитой бюрократией, которая позволила империи просуществовать около 200 лет.

Культурно-религиозный мир Персидской империи формировался постепенно с образованием и расширением самой империи. При этом в основе имперской политики лежала культурная и религиозная толерантность. Это, в частности, выразилось в политике царя Кира, направленной на восстановление местных храмов и культов в городах Месопотамии и за ее пределами, особенно тех, что пострадали за время правления последнего вавилонского царя Набонида, попытавшегося изменить иерархию в пантеоне вавилонских божеств.

Гробница царя Кира

Возможной причиной культурно-религиозной толерантности Персидской империи может быть то, что для языческих народов вера во множество богов, многобожие, была характерной. При этом некоторые божества рассматривались как покровители тех или иных народов и территорий. Этим, в частности, объясняется то, что когда скончалась жена Кира, по происхождению из мидийского царского рода, Кир приехал на похороны в столицу Мидии Экбатаны и участвовал в церемонии погребения в соответствии с местными обычаями и культовыми ритуалами. Одновременно он послал своего сына Камбиза как своего представителя в Вавилон для празднования местного культа Акиту в соответствии с вавилонским ритуалом.

Многобожие в виде почитания божеств завоеванных народов широко использовалось персидскими правителями для приобретения поддержки и преданности со стороны этих народов и служило одним из политических инструментов правления в империи. Такая политика приводила к взаимному влиянию и проникновению культур и религий народов империи, особенно соседствовавших друг с другом, что порой сопровождалось размытием этнических границ этих народов. Это явление должно было коснуться и евреев, проживавших в империи.

К сожалению, существует довольно незначительное количество источников информации, дающих представление о жизни find_vz_41евреев в Персидской империи. Среди этих источников особое место как наиболее достоверных занимают библейские повествования – Книги Ездры, Неемии и Есфирь. Их дополняют немногочисленные сведения, почерпнутые из апокрифов, летописей того времени, археологических находок и др.

Общепризнанным считается, что еврейское население Персидской империи – это потомки евреев, переселенных во время ассирийского пленения (722-720 гг. до н.э.), а также вавилонским царем Навуходоносором, начиная с 606 г. до н.э. Переселенные в результате ассирийского пленения евреи были рассеяны по территории Ассирийской империи, в значительной

Развалины дворца Дария

степени ассимилировали и растворились среди других народов. Переселенные же в результате вавилонского пленения евреи проживали компактно еврейскими поселениями и в культурно-религиозном аспекте вели довольно закрытый образ жизни. При этом евреи занимались земледелием, служили чиновниками, состояли на царской службе, т. е. имели активные деловые контакты с представителями других народов. За исторически короткий промежуток времени, когда Вавилонскую империю уже сменила Персидская, евреи расселились по всей ее огромной территории, и книга Есфирь говорит о еврейском присутствии в каждой сатрапии. Все это, казалось бы, должно было способствовать культурно-религиозной интеграции евреев и их ассимиляции, однако был ряд факторов, не позволивших евреям раствориться в среде других народов империи и стать им такими, как все.

Самым главным фактором, хранившим евреев как обособленный народ, была ревность Бога по Своему народу. В Своей ревности Бог иногда был вынужден прибегать даже к крайним мерам. Книга Есфирь описывает ситуацию, когда евреи настолько освоились в Персидской империи и настолько начали сживаться с ее укладом жизни, что стали отдаляться от Бога. И Всевышний вынужден был в лице Амана создать угрозу существованию евреев, чтобы они вспомнили о своем Боге, воззвали к Нему,

Ахашверош в окружении придворных

agada1прибегли к Его защите и восстановили Его почитание в народе. Бог же невидимо направлял и другие их действия и усилия, благодаря которым евреи оставались богоизбранным народом.

Так, на культурно-религиозную жизнь еврейского народа в Вавилонской, а затем Персидской империи особое влияние оказало осмысление причин Вавилонского плена, а именно отступничество от Бога, данного Им через Моисея закона, еврейских традиций. Проявлением такого отступничества евреев стало их стремление вести образ жизни, как у языческих народов, населявших вместе с евреями Ханаан до Вавилонского плена, и стремление поклоняться их божествам. Особое значение имело осмысление слов пророков, как тех, кто предсказывал разрушение Храма и изгнание из-за грехов народа, так и тех, кто предсказывал окончание Вавилонского плена, возвращение в Иудею и восстановление Храма и Иерусалима. Поэтому среди части еврейского народа были сильны мессианские ожидания, надежда на скорое возвращение на родину. Однако после издания в 538 г. до н.э. Декрета Кира, который не просто разрешал, а даже предписывал евреям вернуться в Иудею и восстановить Храм в Иерусалиме (Ездр.1:2-4), только незначительная их часть, около 42 тыс. человек, репатриировалась. Большая же часть еврейского народа не стала покидать обжитых мест ради заброшенной Иудеи и разрушенного Иерусалима, чтобы восстанавливать там жизнь и служение Богу.

Тем не менее, осознание причин Вавилонского плена способствовало тому, что евреи сохраняли свою национальную и религиозную обособленность среди народов Персидской империи. В частности, евреями не была воспринята идея многобожия, распространенная среди других народов, и они остались на позиции строгого монотеизма. Не произошло и смешения культур, хотя определенное влияние других культур на евреев все же сказывалось. Это влияние проявилось, в частности, в распространении среди евреев использования персидских имен, например, Шешбацар, Зерубавель (Зоровавель), Мордехай (Мардохей), Шабтай и др.

Несмотря на влияние других культур, тем не менее восстанавливались и даже развивались еврейские традиции, происходило их приспособление к новой реальности, когда вместе с еврейским центром в Иудее сформировалась обширная еврейская диаспора с сильными и влиятельными центрами в Вавилонии, Сузах, Экбатанах и других городах и местностях Персидской империи. В Вавилонии получила окончательную редакцию Тора и книжник Ездра привез ее в Иудею и читал перед народом с объяснениями и толкованиями (Неем.8:1-8). Для евреев, таким образом, была установлена единая Тора в той редакции, которая нам известна сегодня. Было установлено тщательное исполнение заповедей Торы и традиций. Одним из примеров этого может служить распространение среди евреев имени Шабтай (производное от слова шабат), что свидетельствует о повсеместном почитании субботы. Суббота, праздники и субботний год почитались с особой тщательностью (Неем.10:31). Духовные лидеры народа, в частности Ездра и Неемия, добивались также исполнения заповеди о запрете браков с представителями языческих народов, а еврейский народ был объявлен "святым семенем”. Этот запрет браков с иноплеменными был распространен не только на представителей народов Ханаана, перечисленных в Торе, но из-за угрозы греха отступничества и на все другие народы. При обосновании этого положения был использован метод аналогий, в частности использовался пример греха царя Соломона, которого совратили чужеземные жены (Неем.13:26).

Важным аспектом культурно-религиозной жизни евреев стало восстановление Храма в Иерусалиме как единственного культового сооружения служения Всевышнему. Ведь у евреев в Персидской империи было достаточно возможностей построить храм, и не один, на том месте, где они проживали. Однако признание единственного места храмового служения именно в Иерусалиме было важнейшим аспектом иудаизма, и евреи в этом остались верны своей религии. Вместе с Храмом было восстановлено служение в нем и его обеспечение. Были введены очередность доставки дров для жертвенника, положение о первородном и о начатках, приносимых священникам и левитам, и другие положения (Неем. 13 глава).

Своеобразным показателем отношения иудаизма к культурно-духовному миру Персидской империи и отношения этого мира к иудаизму может быть реакция окружавших Иудею народов на обособленность евреев и на то восстановление, которое происходило среди евреев в Иудее. Эти народы проявили враждебность к евреям и противились восстановлению Храма и Иерусалима. Особое сопротивление вызывал запрет на супружество с иноплеменными женами. Чужеземные торговцы провоцировали евреев нарушать заповедь о субботе и торговать по субботам. Евреи Иерусалима, пока не были построены стены города, постоянно подвергались военной опасности. Враги евреев использовали донос, чтобы на годы остановить восстановление Храма. В своем враждебном отношении к обособленности евреев правители окружавших Иудею народов объединились и действовали совместно. Их действия находили поддержку и среди той части еврейского общества, которая также не воспринимала обособленности иудаизма и исповедовавшего его еврейского народа (Неем. 6 глава).

Таким образом, иудаизм «не вписался» в культурно-религиозный мир Персидской империи, не воспринял ее идею многобожия и, тем самым, сохранил свою обособленность. Более того, были восстановлены Храм и служение в нем, отстроен Иерусалим как храмовый город. Иудаизм получил дальнейшее развитие, в частности была принята окончательная редакция Торы, более тщательно стали исполняться ее заповеди. Еврейский народ продолжал оставаться Божьим народом, не приняв культурно-религиозных ценностей Персидской империи.

Категория: IZRAEL | Просмотров: 1233 | Добавил: Izrael | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025